Начинайте с колыбели

 

Музыкальное воспитание ребенка в семье - это одна из актуальных проблем современного образования, которой занимаются музыкальные руководители ДОУ.

"Когда начинать музыкальное воспитание?"- вопрос, который волнует родителей . Золтан Кодаи говорит, что "За девять месяцев до рождения ребенка, еще лучше — за девять месяцев до рождения его матери".

От нуля до четырех лет - необычайно важный период в жизни ребенка, имеет огромный жизненный потенциал. Именно и это время клетки головного мозга усиленно развиваются и достигают 70-80 % от мозга взрослого человека. Дети до четырех лет готовы учиться, хотят учиться, получают от учебы удовольствие. Несомненно, что этот возрастной феномен необходимо использовать.

         С самого рождения младенец попадет в мир звуков. Это голоса близких, поскрипывание кроватки, звон погремушек, шум машин за окном и множество др. самых разнообразных звуков — сердитых, нежных, резких, громких, взрослых, детских. Младенец вслушивается в мир звуков и старается его понять. С начала эмоционально воспринимает звуковое пространство, а с 7-8-ми месяцев пытается имитировать то, что слышит — гулит, бормочет, иногда даже напевает. Ребенок начинает понимать, что и звуки, которые издает он сам, вызывают реакцию окружающих.

На ласковый тон — улыбается, тянется ручками. На сердитый — пугается, плачет. Поэтому важно создать вокруг ребенка звуковое окружение, насыщенное такими звуками-  это колокольчики, погремушки, музыкальные игрушки, в том числе такие, которые висят над кроваткой и до которых он сам может дотянуться.

 Особенно благотворное влияние на раннее музыкальное развитие ребенка оказывает пение матери.   Пение мамы, пение других близких людей — самый лучший способ добиться того, чтобы ребенок с рождения реагировал на музыку как на что-то приятное и радостное. Это пение пестушек, потешек во время кормления, умывания, одевания, игры например: «Водичка, водичка умой Ване личико…»  , «Кую, кую ножку…», «Рыбка плавает в водице…», «Три-татушки, тритатушки, едет Таня на подушке…», «Дыб, дыб, дыбок- скоро деточке годок..»

Музыка, которую вы предлагаете самому юному слушателю, должна быть высокохудожественной. Лучшие произведения музыкальной культуры. Не стоит искусственно ограждать малышей от Баха, Чайковского, Бетховена

Вы доставите большое удовольствие крошечному, еще не умеющему сидеть ребенку, если возьмете его за кисти рук и под веселую музыку (желательно в ее ритме) будете их сгибать и разгибать. Услышав ритмичную, танцевальную музыку, кроха начнет склонять тело, подгибать коленки, раскачивать кроватку. Всё это не только способствует улучшению его настроения, развивает двигательно, но и создает важную эмоциональную связь: музыка — это радость и удовольствие.

 

С большим интересом ребенок до года слушает музыку, под которую ритмично двигаются взрослые с платочком или бубном. Взрослого с успехом может заменить кукла. Под марш кукла марширует, под вальс делает танцевальные движения. Под музыку игрушечная птичка поет, а по окончании музыки — улетает.

 

 

Вот несколько основных правил.

— Музыка, даже самая замечательная, не должна звучать постоянно. В этом случае она   перестает восприниматься  вообще.

— Музыка не должна звучать слишком громко.

— Не надо давать слушать музыку ребенку, если по каким-то причинам (хочется чего-то другого, плохое самочувствие и т.п.) он к этому не расположен. Вы это почувствуете по реакции малыша.

Сначала длительность слушания музыки не должна превышать 2-3 минут по 3-4 раза вдень. Постепенно к 9-12 месяцам это время можно увеличить до 15-20 минут. К году, а иногда и раньше, ребенок будет сам показывать на источник музыки и просить его включить. К этому возрасту и его реакция (нравится музыка или не нравится) станет более определенной

Игра первая. У двух-трех месячного ребенка игра развивает связь между звуком и его источником. Вы звените в колокольчик или стучите в погремушку, которые находятся в поле зрения ребенка. Потом отводите их в сторону, чтобы малыш их не видел. Он тянется взглядом и радуется, что обнаружил звучащие предметы. 'Гак повторяется снова и снова.

Игра вторая. В пять-шесть месяцев, когда малыш начинает ползать, вы прячетесь с колокольчиком в руках и звените — малыш по звуку находит вас. Постепенно вы можете прятаться всё дальше и дальше.

Игра третья. В этом же возрасте в виде игры можно построить и слушание музыки. Вы включаете источник звука, ставите его на пол и слушаете 20-30 секунд. Потом накрываете его чем-нибудь (куском материи, марлей и т.п.) и говорите маленькому слушателю: "Где музыка? Нет музыки?" Ребенок с удовольствием принимает игру и, радуясь, что ситуация ему ясна, ползет к источнику звука и снимает покрывало. Потом возвращается обратно и ждет, пока вы снова включите музыку. После такого подвижного момента малыш слушает музыку с новым интересом.

   Музыкальное воспитание ребенка от 1 до 3-х лет. С этого возраста он начинает ходить, а значит — значительно лучше и полнее видеть окружающий мир, кроха начинает говорить. Речевое общение с близкими дает значительный толчок его развитию. И, наконец, после года малыш может брать в руки различные предметы и музыкальные игрушки.

 Избегайте игрушек, издающих чрезмерно резкие и громкие звуки, музыкальных игрушек не должно быть чересчур много. Детские музыкальные инструменты развивают слух, чувство ритма, эмоциональную восприимчивость ребенка. В какой-то мере формируют его музыкальный вкус. Здесь можно поиграть в игру «Угадай инструмент.», «Веселый оркестр» , «Танцуем вместе». Можно проводить различные опыты- насыпать крупу (горох) в большую емкость и покатать по кругу, из стороны в сторону. Сделать с ребенком баночки- шумелки (банки из-под майонеза наполненные крупой, монетками, орешками и т.д.

В 3-4 года большое значение в музыкальном развитии малыша приобретают детские музыкальные инструменты. Попробуйте вместе с ребенком подбирать мелодии на слух.

  Дети в этом возрасте обожают подражать, и ваш  ребенок непременно постараются подобрать мелодию сами. Похвалите малыша. Поправьте, если он ошибся. Постепенно мелодии и песенки можно усложнять.

 

 

 

 

    

 

Эмоциональное развитие в раннем детстве

 

 

 Природой в ребенке заложен огромный потенциал сил, энергии, возможностей для роста и развития.  В раннем детстве физическое и интеллектуальное развитие идет параллельно.

    В дошкольном детстве ребенок осваивает прямохождение, развивает крупную  (походка, мышечная нагрузка) и мелкую моторику (мышцы кисти).

    Дети очень подвижны. Неутомимы в своем желании бегать, прыгать, устраивать себе препятствия, и они получают от всего этого мышечное удовольствие. Взрослые успевают позабыть об этой радости, они менее подвижны и менее жизнерадостны и детям не позволяют шалить – «развиваться», закладывая установку на малоподвижный образ жизни.

    Хорошо бы направить детскую энергию в полезное русло: познакомить ребенка с тем, что такое зарядка, санки, лыжи, бассейн, тренажеры, мячи и т.д.

     Распространенная - ошибка обеспечить ребенка всем «самым - самым», порой в комнате малыша его самого не видно из-за игрушек, развивающих компонентов и спортивных снарядов. Но ребенок учится через подражание и совместные с взрослым действиям. В играх копирует то, что увидел дома, по телевизору, на улице. Действует «как мама», «как папа». Копирует походку, жесты, привычки, проявление эмоций, интонацию, слова. Дети не дают оценок, они наблюдают и повторяют. Они усердно учатся. И если родители делают зарядку по утрам, внимательны к своему здоровью, то и для детей, это станет нормой, содержанием каждого дня. Но дети перенимают не только хорошее, но и то, что взрослые назвали бы «дурным». Нередко взрослые ведут себя так, словно воспитание – это запрещение детям того, что позволительно им самим, или требование от детей того, что самому делать лень.

      Подражание в детстве накапливает опыт взаимодействия с миром и самим собой, и это фундамент для следующего возрастного периода – подросткового, потому что и ребенку, и его воспитателям будет на что опереться.

      Ребенок через игру учится осваивать окружающий мир, понимать его, смирятся с требованиями, творчески подходить к решению проблем. Обучение навыкам легче всего осуществляется через игру. В детском саду работают опытные специалисты: методисты, воспитатели, логопеды – все специалисты к вашим услугам. Приглашаем вас к обмену опытом, к сотрудничеству.

 

 

 

 

 

    Появляясь на свет, ребенок овладевает не только речью, знаниями, он учится эмоциям. Очевидно ли богатство внутреннего мира родителей ребенку, видит ли родитель эмоциональное состояние своего малыша, умеет ли ему объяснить их, помочь пережить, справиться либо оберегает от любых печалей – все это имеет прямое отношение к эмоциональному развитию ребенка. Мама, не способная вынести малейшее страдание ребенка – лишает малыша полезного огорчения, шанса научиться погоревать, не бояться своих отрицательных эмоций.

    Задачи родителей в развитии эмоциональной сферы детей: помочь ребенку осознать чувства, понимать свое эмоциональное состояние и учить справляться с ними.

    Для этого родитель должен развивать словарный запас ребенка: обращать внимание на собственные чувства и называть их, наблюдать эмоциональную жизнь малыша и обозначить переживания, вводить в его лексикон слова, обозначающие оттенки чувств (зол, сердит, раздосадован, расстроен, огорчен).

     С 6 месяцев до 3 лет ребенок выбирает линию поведения в жизни: будет это открытый, раскованный путь познания и доверия миру либо замкнутый, зажатый, если ребенок не получил от близкого взрослого поддержки, ласки, испугавшись при обследовании мира, или его взрослые ограничили.

     Негативные тона воспитания (замечания, одергивания, критика, неодобрение и т.д.) задерживают развитие. Детям нужен позитивный настрой и положительное подкрепление своей  деятельности со стороны взрослых.

      Если в общении детей и родителей много запретов и наказаний, ребенок может почувствовать, что к нему становятся не внимательны, что общаются с ним только тогда, когда он сделает что-нибудь неверно.   В этом случае ребенок будет обязательно стараться делать все вопреки запретам.

      Самостоятельное поведение ребенка не всегда удобно для взрослых. Однако не самостоятельное поведение оборачивается в дальнейшем зависимостью от множества обстоятельств, настроения окружения и своего собственного. Самостоятельность – мера независимости человека и от влияния природных сил, и от влияния требований мира социального, которому иногда тоже полезно противостоять.

       Эмоциональный мир ребенка требует бережности и постоянного педагогического труда от родителей и воспитателей.

 

 

 

 

 

©МБДОУ - Детский Сад №582 2012

Создать бесплатный сайт с uCoz